910.by - сервис помощи студентам

Экологический налог в Республике Беларусь

Среди инструментов косвенного регулирования природопользования особое место занимают экологические налоги, которые выполняют, как стимулирующую, так и регулирующую функции.

Существует большое количество определений, раскрывающих сущность понятия «экологический налог».  В мировой практике понятие экологического налога обычно раскрывается через определение, разработанное Евростатом (Статистической службой Европейского союза) в целях международного статистического учета. В соответствии с ним экологическим является налог, налоговой базой которого служит физическая характеристика объекта, влияние которого на окружающую среду признается негативным, или связанного с ним другого объекта. Это определение используют многие международные организации, такие как Организация Объединенных Наций (ООН), Европейская комиссия (ЕС), Международный Валютный Фонд (МВФ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирный банк (ВБ). Экологические налоги получили широкое применение во многих странах мира, и наиболее активно используются в высокоразвитых странах. При этом вводимые экологические налоги и платежи в высокоразвитых странах носят не столько фискальную направленность, сколько стимулирующую, прививая налогоплательщикам бережное отношение к окружающей среде и ресурсосбережению [1].

В Республике Беларусь ставки экологического налога впервые были установлены Постановлением Совета Министров от 11 мая 1990 г. № 119 и закреплены в Законе «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)».

Начиная с 1 января 2010 г. вопросы исчисления и уплаты экологического налога в Республике Беларусь регулируются основным законодательным актом – Налоговым кодексом Республики Беларусь. Все положения, касающиеся экологического налога, прописаны в 19 главе Особенной части Налогового Кодекса Республики Беларусь.

С 1 января 2016 года вступил в силу Закон от 30.12.2015 № 343-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения», который внес определенные изменения в главу 19 Налогового кодекса Республики Беларусь, что привело к упрощению механизма взимания экологического налога.

Ежегодно Налоговый кодекс Республики Беларусь претерпевает изменения. Так, 20 октября 2016 г. был опубликован Закон Республики Беларусь от 18 октября 2016 г. № 432-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь». Документ вступил в силу с 1 января 2017 года за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки, и внес изменения в ставки экологических налогов, в сторону их повышения.

Согласно Налоговому кодексу Республики Беларусь, объектами налогообложения экологическим налогом признаются:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • сброс сточных вод;
  • хранение, захоронение отходов производства.

В 2016 году Законом № 343-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения», из этого перечня был исключен ввоз на территорию Республики Беларусъ озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

В соответствии с действующим законодательством, экологические налоги платят:

  • организации и индивидуальные предприниматели;
  • собственники отходов производства за их захоронение на объектах захоронения отходов.

Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки по формуле 1:

Н = Нбаза × Ст (1)

где Н – сумма налога, руб.; Нбаза – налоговая база (соответствующая единица измерения); Ст – ставка налога, руб.

Ставки экологического налога в 2017 году устанавливаются в размерах согласно приложениям 6–8 Налогового кодекса Республики Беларусь и диффиринцируются в зависимости от объекта налогообложения.

Размер ставок экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, суммарно за 1 тонну веществ, представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Класс опасностиСтавка налога (руб.)
Первого класса опасностине определена
Второго класса опасности769,97
Третьего класса опасности254,54
Четвертого класса опасности126,48
Неопределенного класса опасностине определена

Примечание: Источник – [2]

Ставки экологического налога за сбросы сточных вод дифференцированы в зависимости от места сброса и установлены в рублях в расчете на 1 м3 и отчисляются большими расхождениями в размерах (таблица 2).

Таблица 2 – Ставки экологического налога за сбросы сточных вод

Место сбросаСтавка налога (руб.)
За сброс сточных вод в поверхностные водные объекты, за 1 куб. метр:
в водотоки0,08
в водоемы0,10
За сброс сточных вод в окружающую среду после очистки на сооружениях биологической очистки в естественных условиях (на полях фильтрации, полях подземной фильтрации, в фильтрующих траншеях, песчано-гравийных фильтрах), а также через земляные накопители, за 1 куб. метр0,10
За сброс сточных вод в недра, за 1 куб. метр6,10

Примечание: Источник – [2]

Размеры ставок за захоронение, хранение отходов производства представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Ставки экологического налога за захоронение, хранение отходов производства

Вид отходовСтавка налога, руб.
12
1. За захоронение 1 тонны:
1.1. неопасных отходов производства4,53
1.2. опасных отходов производства:
третьего класса опасности115,11
четвертого класса опасности57,39
2. За хранение 1 тонны:
2.1. неопасных отходов производства0,99
2.2. опасных отходов производства:
первого класса опасности100,46
второго класса опасности29,47
третьего класса опасности9,80
из них:
лигнина2,0
осадка из отстойников (сырой осадок с коагулянтом (флокулянтом), осадок после промывки фильтров), осадков сооружений биологической очистки хозяйственно-фекальных сточных вод0,1
четвертого класса опасности
из них:
твердых галитовых отходов, шламов галитовых глинистосолевых, фосфогипса0,61
ила активного очистных сооружений0,10
иных отходов4,90

Примечание: Источник – [2]

 

Для указанных выше групп ставок налога предусмотрены понижающие коэффициенты [2]:

  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения, – 0,27;
  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод, за хранение, захоронение отходов производства плательщиками, получившими экологический сертификат соответствия, в течение трех лет со дня получения этого сертификата – 0,9;
  • за сброс сточных вод для владельцев коммунальной и ведомственной канализации (сброс от населения), для рыбоводных организаций и прудовых хозяйств (сброс с прудов) – 0,006;
  • за сброс сточных вод в водные объекты теплоэлектростанциями, использующими в работе: невозобновляемые источники энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме, – 0,5; возобновляемые источники энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме, – 0,2.

Необходимо отметить, что несмотря на периодическое повышение ставок экологического налога в Республике Беларусь, поступления от экологического налога в этой стране по-прежнему остаются незначительными в сравнении с ситуацией в зарубежных странах.

Если вы хотите получить более полную информацию об экологических налогах в РБ или других странах, заказать уникальную курсовую, контрольную или реферат по теме экологический налог, оформите заявку на нашем сайте 910.by.

Список использованных источников

  1. Громов, В.В. Экологические налоги: классическое и современное понимание сущности / В.В. Громов // Экономика, статистика, информатика. – 2014. – №4. – С. 41–45.
  2. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) [Электронный ресурс]: 29 декабря 2009 г. N 71-З : принят Палатой представителей 11 декабря 2009 г. : одобрен Советом Республики 18 декабря 2009 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.