910.by - сервис помощи студентам

Дизайн развивающей книжки с познавательными функциональными качествами « Я познаю мир»






Дизайн развивающей книжки с познавательными функциональными качествами « Я познаю мир»

Введение
РАЗДЕЛ I. Предпроектное исследование
1.1. Определение содержания и целевого назначения развивающей книги с познавательными функциональными качествами «Активити – книжка «Окружающий мир малыша»
1.2. Сущностные характеристики объектов дизайна книги «Активити – книжка «Окружающий мир малыша»
1.3. Психологические особенности возрастного восприятия читательской аудитории
1.4. Диагностика реального уровня дизайна аналогичных изданий
РАЗДЕЛ II. Проектирование развивающей книги с познавательными функциональными качествами «Я познаю мир»
2.1. Обоснование проектных требований к художественно-образным и композиционным элементам книги «Я познаю мир»
2.2. Определение комплекса функциональных требований к развивающей книге
2.3. Разработка проектных требований к типографским элементам книги «Я познаю мир»
2.4. Технология проектирования развивающей книги «Я познаю мир»
Заключение
Список литературы


В условиях динамично изменяющейся современной культуры роль детской книги в воспитании подрастающего поколения, сохраняя в главном общую направленность на активизацию познавательных процессов, развитие креативности и формирование эстетического вкуса, претерпевает существенные изменения по форме, содержанию и методам реализации этой роли. Смена культурных парадигм актуализирует вопрос: какой должна быть детская книга, чтобы на новом витке цивилизационной эволюции подтверждать свою незаменимую роль в становлении личности и, тем самым, в жизнестроении культуры?
В исследованиях теоретиков книжного искусства (В.А.Фаворский, В.П.Чудинова, И.И.Тихомирова, Е.В.Полевина) детское чтение и детская книга рассматриваются преимущественно с позиций значимости текстового содержания книги в формировании личности ребёнка, а также влияния иллюстративного ряда на детское восприятие, его эстетическое и нравственное воспитание. Роль пространственной формы и конструкции детской книги как специфического объекта, имеющего скрытый потенциал морфологической трансформации и развивающих возможностей, практически не исследовалась. Между тем в процессе взаимодействия с книгой как объёмно-пространственной структурой и конструкцией у ребёнка формируются гештальты зрительного восприятия формы, цвета, фактуры и композиции книжной формы, а дополнительные игровые элементы, с помощью которых происходит трансформация дизайн-формы книги в средовой объект, развивают объёмно-пространственное мышление, конструкторские, комбинаторные, творческие, логические способности и воображение ребёнка. При этом формируется и закрепляется закономерная, упорядоченная визуальная и логическая цепь последовательных действий, позволяющая ребёнку получить определенный мотивированный результат. Следовательно, развиваются сенсорные паттерны — образцы общепризнанных классических отношений цветов, форм, ритма.
Особым аспектом проектирования дизайн-формы любого предмета, с которым вступает в контакт человек, является учёт эргономических показателей (Л.Д.Чайнова, В.М.Мунипов). В полиграфической индустрии существуют базовые стандарты, имеющие отношение к эргономике детской книги, на допустимые параметры качества материалов, безопасности для здоровья, «эргономичного» формата книжных изданий, читабельности шрифта, требования учёта психофизиологических особенностей ребёнка (касающиеся цветового решения, содержания и формы изображений и т.д.). В целом, это отдельная большая тема, мало разработанная и требующая специального исследования. Но конструктивный путь решения этой задачи проложен рядом выдающихся работ. Так, принципы формообразования развивающих объектов предметно-игровой среды, разработанные М.Монтессори, С.Л.Новоселовой, Н.Н.Поддьяковым, Л.А.Парамоновой и др., представляют собой реальный полноценный эргодизайн системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детей. Это наглядная практическая методология формообразования, интегрирующая дизайн, психологию, эргономику, педагогику, пропедевтику, социализацию детей, а также современные промышленные технологии, обеспечивающие практическую реализацию данной методологии в масштабе целого социума и каждой конкретной личности.
Целью данной курсовой работы является разработка развивающего издания для детей дошкольного возраста и достижение максимального количества контакта издания с читателем. Для осуществления поставленной цели в работе решаются следующие задачи: отбор художественного материала для книги, выбор оформления книги, выбор возрастной категории детей.
Основным объектом исследования являются развивающие издания для детей дошкольного возраста, наряду с другими детскими изданиями, соответствующими данному возрасту и уровню развития детей.
Предметом является особенность восприятия информации детьми дошкольного возраста при подготовке детского развивающего издания.